Музыка Индии. Сочинение ученицы Мега Курса

Запись опубликована

Сегодня мы поговорим о сангит (музыка) Индии. Конечно мы не постигнем искусство игры на музыкальных инструментах и не постигнем Гуру шишья парампара пранали (система от учителя к ученику) за эту беседу, но узнаем много интересного, не надолго погрузимся в историю сангит (музыка) на много веков назад.
ЧАЛО ФИР ШУРУ КАРТЭ ХИ! — ДАВАЙТЕ НАЧНЕМ!


С чего же начать…, может быть с того, что сангит (музыка) и Индия для меня слова синонимы…Я не могу представить Индию без сангит (музыка)! А ведь далеко не все знают, что в Индийской сангит (музыка) совсем другие 7 свар (ноты), не те, к которым привыкли европейцы. Это не до рэ ми фа соль ля си, а — са рэ га ма па дха ни са и каждая свар (ноты) по своему звучанию соответствует голосу джанвар (животные) или птицы: мор (павлин), бхэйса (буйвол), бакри (коза), кабутар (голубь), бульбуль (соловей) и гхора (лошадь). Интересно? Тогда идем дальше!


Как же вообще появилась сангит ( музыка)? Все в общем то просто! Творец Брахма создал этот Мир и вместе с ним сангит (музыка) . Эти знания он передал своей жене Сарасвати Богине знаний и мудрости. Сарасвати же передала сангит ( музыка) мудрецу Наради, который в свою очередь научил этим знаниям небожителей. Ну а на Землю сангит (музыка) с Неба попала с мудрецами сангиткар (музыкант) и были заложены основы, методы, образцы Индийской классики. Впоследствии образовалось научное ответвление фолковой сангит (музыка).


В понятии Бхартий шастрий сангит ( Индийская классическая музыка) три составляющих: 1) кант сангит (вокал) 2) инструментальная сангит (музыка) 3) нритья кала ( танцевальное искусство).Впервые упоминания о сангит (музыка) датируются 1\2 в до н.э.. Она претерпела и развитие и изменения и рассвет и упадок и возраждение. Четыре периода: 1) Ведический 2) Античный 3) Средневековый 4) Современный период. Сейчас мы с вами их и рассмотрим не совсем подробно, но все же…Сангит (музыка) для человека сыграла роль помощника, т.к. в те далекие времена не было липи (письменность) сангит (музыка) помогала передавать и сохранять вед (веды). Тогда же нам встречается первое упоминание о музыкальных инструментах. Это были ударные мриданг и дамру и струнный вина. И тогда же в вед (веды) упоминается, что сангит (музыка) и танец могут исполняться вместе. Одну из вед — самаведа посвятили сангит (музыка). Но сначала были только три музыкальные свар (ноты) и на них строились абсолютно все произведения. В Античном периоде свар (ноты) стало 7, тогда же упоминается о трех октавах и трех Индийских Раг (Рага)
Бхагван (Ьог) Кришна (Величественный Эпос Махабхарата) стал центральной фигурой донесения сангит (музыка) для всех лог (люди), через его флейту мурале — сейчас бансури, сангит (музыка) стала доступной и достигла дыл (сердце) не только лог (люди), баччэ (дети), но и джанвар (животные). Сангит (музыка) стала народной и популярной. Начинается сочинение гит (песня) для любых случаев. Сангит (музыка) помогала облегчать простым лог (люди) тяжелый ежедневный паришрам (труд) и доставляла кхуши (радость) и удовольствие. Сангит (музыка) уманг (вдохновение) не только отдельных лог (люди), но и все манавта (человечество) и напрямую повлияла на развитие манавта (человечество) и цивилизацию вцелом.
Первые подробные описания свар (ноты) и правил исполнения инструментальной сангит (музыка) встречаются нам так же достаточно давно, описания рисунков т темпов сангит (музыка). Индийские тал (ритм) называются тала, в переводе с санскрита — ладонь . Отсчитывали тал (ритм) ладонями, похлопываниями, когда не было ударных инструментов.


Вот мы и подошли к главной составляющей и основе Индийской сангит (музыка) Раг (Рага)! Переводится это слово как цвет, окрашивание, также рассматривается и другой перевод: РА — энергия, ГА — движение. Раг (Рага) — композиции, которые держат комбинацию свар (ноты), имеют свои правила исполнения — для таткалик прадаршан (импровизация) в Раг (Рага) отведен огромный простор. Одна и таже Раг (Рага) не может быть исполнена дважды. Мир Раг (Рага) разнообразен и огромен. Интересно — Раг (Рага)подразделяется по времени исполнения, т.е. — утро\день\вечер\ночь, например Раг (Рага) «Королевский Двор» исполняется только в ночное время суток. И по временам года, в Индии их 6 по календарю Индуизма — Главной Религии Страны, лето\сезон муссонов\осень\зима\предвесенний сезон\весна. Есть Раг (Рага)которые исполняют только мужчины или только женщины. Каждая Раг (Рага) несет свое особое состояние\муд (настроение). В Индийской сангит (музыка) есть понятие навараса или 9 состояний\муд (настроение).Каждаф Раг (Рага)передает одно или несколько этих состояний: кродх (гнев), пьяр (любовь), радость (кхуши), гхина (отвращение), шанти (спокойствие), дар (страх), рхам (сострадание). Они могут переплетаться и сочетаться между собой. Кстати в киношной индустрииБолливуда вся сангит (музыка) пишется на основе Раг (Рага). Первая вступительная часть Раг (Рага) — алап, исполняется в ночное время суток.


Золотой век Индийской сангит (музыка) — Средневековый период. Это период правления моголов. С их приходом в сангит (музыка) несколько притупилось ее духовное зерно (это мнение многих сангиткар (музыкант)), все внимание стало направляться на технические стороны. Изначально сангит (музыка) была дана для возвышения человеческой личности, а уже позднее появился развлекательный момент.
Еще немного экскурса в историю… В 16 веке известный сангиткар (музыкант) Амир Хусро изобрел ударный инструмент табла и ситар, который стал символом Индийской сангит (музыка).А инструмент табла считается Королем барабанов. Стоит упомянуть об удивительной личности — Миянт Тансен, сангиткар (музыкант) с уникальными способностями. С помощью Раг (Рага) влиять на природные явления и джанвар (животные). Он родился в Гвапиоре в 1493 году, его назвали Румтану Пандей. Ребенком ему очень нравилось убегать в лес с друзьями, там он мог всецело отдаться интересному делу и любимому занятию — подражать голосам джанвар (животные) и пению птиц. У легендарного махатма (святой человек)Свами Харидаса Пандей начал свою музыкальную подготовку. А карьеру сангиткар (музыкант) начал при дворе царя Рамачандры. Есть такая история… Одгажды Пандей начал исполнять огненная Раг (Рага) при дворе Дипак Ажбара. Во время исполнения этого удивительного музыкального произведения воздух вокруг становился все теплее и теплее, всех слушателей бросило в жар и пот. В саду на растениях высохли и опали все листья, вода стала закипать в фонтанах, птицы спешно улетели. Вселампы во дворце зажглись и воздух воспламенился. В неимоверном дар (страх) и ужасе лог (люди) бросились вон из дворца. Спасла ситуацию , если можно так сказать, и охладила атмосферу одна из учениц Свами Харидаса. Она спела Раг (Рага)мгха мапхар и вскоре начался настоящий ливень. Слушатели поспешили под спасительные струи дождя. И подобных историй о Миянте Тансене много. Вы можете верить, или нет, просто считать красивой легендой, но я лично — верю…


С началом правления моголов среди простых лог (люди) была популярна полуклассическая, духовная сангит (музыка), т.к. Раг (Рага) можно было услышать только при королевском дворе. Паджаны и киртаны — за основу этих гит (песня) были взяты Раг (Рага), основная тематика которых это песни о Бхагван (Бог) и Махатма (святой человек). В это же время получает рассвет такой сангит шейли (музыкальный жанр) как кавали — наиболее экспрессивный и динамичный стиль, сочетающий арби (арабская) и персидскую сангит (музыка). Глубина и динамика Индийских Раг (Рага) приправляется суфи шаяроки шаяри (суфийская поэзия). Основной тематикой кавали были и остаются духовные тексты, но так же иногда можно встретить и любовную лирику. Штат Пакистан (ныне отдельное государство с 1947 года) родина этого сангит шейли (музыкальный жанр).


Газалы — любовные гит (песня) это новый шэйли (жанр), вылившийся из кавали. Но самый рассвет Индийской сангит (музыка) пришелся на правление императора Агбара (и его потомков). Интереснейшее происшествие случилось в 17 веке…Правящий тогда Аунготеп не предавал большого значения никаким искусствам, творчеству и сангит (музыка) в том числе. Он был достаточно воинственным правителем. Искусство, творчество, сангит (музыка) при его правлении стали приходить в упадок. Всех почтеннейших сангиткар (музыкант) прогнали с королевского двора. Вот в это то самое время Раг (Рага) пришли в простым лог (люди)! Лог (люди) смогли почувствовать эффект и состояние этой сангит (музыка). Наконец то в 18 веке после правления моголов появились способы записи свар (ноты), помните, что они отличаются от западных?… В это время сочиняются самые популярные тексты для Раг (Рага), которые исполняются до сих пор и инструментальные сэмплы.


Самый популярный и узнаваемый инструмент сейчас это Индийская хармониям (гармоника), в 19 веке в Калькуте изобретенная, а точнее переделанная из другого инструмента. С появлением радио, телевидения, кино — начинается Эпоха Болливуда! На рассвете киноиндустрии в фильм (фильм) использовалось много классической сангит (музыка), но со временем сангит (музыка) все больше напоминает западную. Незнаю, плохо это или хорошо… Я думаю, что Индийская сангит (музыка) никогда не станет полностью западной, на мой взгляд это невозможно! Даже в самых современных гит (песня), музыкальных номерах мне слышится и видится самобытность, неповторимость, ни на что не похожесть Индийской сангит (музыка). Ну и конечно же язык хинди (который я изучаю на Мега — Курсе), один из государственных языков Индии напоминает нам о том, что эти гит (песня) являются частью богатейшей и древнейшей мировой музыкальной сабхьята (культура) сангит (музыка) Мира!


…ой, чуть не забыла упомянуть великолепный инструмент тампура из тикового дерева и тыквы… Ну об этом струнном инструменте уже наверное в следующем сочинении. Всем Добра! Намастэ!

Домашняя работа ученицы Мега Курса Снежаны Шанти.

Модуль «Теория Индии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Копирование материала запрещено!